Статьи о документ-камерах
Документ-камера для учителя - инструмент первой необходимости.
Московская гимназия №1518 является одним из лучших образовательных учреждений не только Москвы, но и России. И в том числе с точки зрения эффективного использования в учебном процессе различного современного информационного оборудования. И в этом большая заслуга как руководства гимназии, изыскивающего различные возможности приобретения подобного оборудования, порой весьма дорогостоящего. Так и педагогического коллектива, осваивающего эту не самую простую технику. В частности, в этой гимназии уже сравнительно давно и успешно используются документ-камеры (ДК) AVerVision. До недавнего времени в различных кабинетах было установлено 6 различных моделей камер, в том числе в классах физики и математики, биологии и изо. А в апреле сего года после очередного педагогического совета руководство гимназии, проанализировав практические результаты использования камер AVerVision, приняло решение приобрести еще 4 камеры – в этот раз целенаправленно для оснащения всех кабинетов кафедры математики. Мы не могли пройти мимо такого неординарного события, и решили навестить гимназию, чтобы из первых рук узнать подробности.
И вот что нам рассказали учителя о преимуществах применения ДК в повседневной школьной работе.
Учитель физики Аксёнов Василий Георгиевич. Стаж преподавания в гимназии - 20 лет.
Как только я познакомился с ДК, сразу понял, что она мне нужна. И я уже заранее понимал, как буду её использовать, поскольку ранее занимался видеосъёмкой и даже делал учебные видеофильмы. Всегда ощущал отсутствие подобного устройства, которое позволяло бы оперативно отображать на экране то, что должны видеть ученики во время урока.
Как я использую ДК?
Чаще всего мне нужно воспроизвести текст какой-либо задачи, с тем, чтобы его не диктовать, а показать сразу всем на экране. Делая это с помощью ДК, я экономлю много времени и могу оперативно представить ученикам любое задание.
Другой способ использования ДК – оперативный анализ только что выполненной контрольной на примерах конкретных работ учеников. Своеобразная работа над ошибками, анализ распространённых ошибок. Или на примере хорошей работы показать, как надо было сделать - причём это сразу, оперативно, для всего класса. Быстро и доходчиво.
Ещё один частый способ использования - это демонстрация каких-то мелких опытов или предметов, которые плохо видят ученики со своего места. Вот, например, набор полупроводниковых элементов. Они очень маленькие. Помещаю этот набор под объектив ДК, увеличиваю (здесь очень хорошо работает авто-фокус), и прямо на экране показываю и объясняю, что такое диод и т.д.
Также я довольно часто использую камеру для объяснения нового материала. Беру обычный лист чистой бумаги, и сидя за своим столом, пишу и рисую на нем - под объективом ДК, проецируя это на экран и сопровождая объяснением. Со стороны это выглядит так, как если бы я рисовал на доске, но получается всё намного быстрее и проще. При этом я не сторонник того, чтобы показывать уже готовые рисунки. Главное постепенно вводить учащегося в понимание нового материала – шаг за шагом, элемент за элементом рисовать одну схему и тут же объяснять, затем рисовать другую и опять объяснять. Хотя это, конечно, больший труд для учителя, но при этом идёт живой материал, а не просто констатация готовых рисунков на экране.
Или вот другой недавний пример - защита учениками самостоятельных проектов фонтанов. Кто-то сделал своими руками макет фонтана, а кто-то только его чертеж. При защите проектов те, кто ограничился чертежами, садились к ДК и объясняли устройство своих фонтанов, демонстрируя их чертежи на экране. Можно было конечно взять чертёж, мне самому оценить работу и просто похвалить ученика за хороший проект, но кто это увидит и поймет? А тут я посадил его на своё место, и он сам всем объяснил, как работает его устройство.
В общем, понимаете, я настолько уже привык к этому устройству, что его отсутствие очень осложнит мою работу. Я даже не представляю, как можно без него теперь обходиться, настолько оно удобно и функционально. Могу сказать с полной определённостью - ДК для меня инструмент первой необходимости.
Алексеева Ольга Владимировна, учитель математики старших классов.
По результатам целого года работы с ДК было моё выступление на педсовете с рекомендацией обеспечить всех учителей кафедры математики подобными устройствами.
В чём её ценность с точки зрения учителя математики?
Во-первых, не во всех учебниках есть тот материал, который нам нужен. Приходится искать какие-то сложные чертежи, графики, которые трудно сделать на компьютере и т.д. Графики проще сделать вручную, чертежи найти в посторонней литературе - и тем самым расширить спектр материалов для показа детям. Для представления этого материала ДК необходима. Особенно при изучении стереометрии для развития пространственного воображения. ДК очень помогает нам при рассмотрении проекций реальных объектов, которые мы демонстрируем через неё на экран. Т.е. другими словами, ДК очень помогает в расширении демонстрационного материала.
Во-вторых, и это подтвердят мои коллеги, у нас дефицит времени. Мы должны так уплотнить урок, чтобы успеть сделать как можно больше. За счет чего? Тут тоже очень помогает ДК. Например, проверка домашнего задания. Раньше мы вызывали детей к доске, они писали и объясняли, как они всё делали, и это занимало много времени. Теперь, и это стало нормой, тетрадь с домашним заданием через ДК и видеопроектор мгновенно проецируется на экран, а ученик комментирует своё решение. За счёт ускорения процесса и соответствующей организации урока мы успеваем проверить практически всех учащихся. Кроме всего прочего это имеет большое воспитательное значение. Раньше как, спросят - не спросят, пронесёт - не пронесёт, теперь этого нет. К тому же демонстрация домашнего задания на экране для всего класса очень значима для подростка.
Или - самостоятельная работа. Написали, тут же тетради мне на стол, на экране всё проверили, провели работу над ошибками - оптимизация работы налицо. Т.е. экономия времени, оптимизация учебного процесса, и, я бы особенно отметила этот момент, повышение мотивации к обучению.
Анализ контрольных работ, правка работы учащегося с моими комментариями – всё это на экране в реальном времени. Это очень увлекает учеников, они буквально замирают и смотрят во все глаза, они же ждут этого момента! Происходит процесс не просто формального получения знаний, но еще и личностного общения, эмоционального контакта.
У нас в гимназии ученики готовят много собственных презентаций. Вот, например, одна из последних тем - симметрия в архитектуре, природе. Ученики подготовили не просто компьютерную презентацию, а взяли реальные макеты: бабочек, Эйфелевой башни, здания МГУ, и, раскрывая тему, демонстрировали их посредством ДК.
Учащиеся очень восприимчивы к новым методам и инструментам образования, в частности к таким как ДК. Для них это обычный предмет повседневной жизни, они сразу понимают, как это работает и для чего это нужно. По моему мнению, ДК нужна в каждом кабинете. Это, как мел, как обычная доска, необходимое оборудование.
Что касается освоения ДК, то боязни не было никакой, поскольку, до того, как камера появилась у меня на столе, она уже была у некоторых наших учителей. Общение с ними, с опытом их работы очень помогло при освоении. Хотя не скрою, многому надо ещё научиться.
Учитель биологии Анна Юрьевна Саламаха.
Основной метод использования мной ДК - это воспроизведение наглядного материала. Я имею в виду коллекции разные, гербарии, материалы, которые приносят сами дети; демонстрацию учебников и материалов, которые есть у нас в одном экземпляре. Часто используем отображение с микроскопа. Рада, что у меня, наконец-то появится световой планшет. У меня много материалов на прозрачных плёнках и теперь будет очень удобно их демонстрировать.
Очень полезное свойство ДК, а для меня так просто необходимое, связь с компьютером. Вот сегодня у меня был урок в 5-м "В". Они выполнили небольшую самостоятельную работу. Все результаты мы с помощью ДК перенесли в компьютер. Тем самым мы создаём собрание творческих работ наших учеников. Такие собрания мы имеем для каждого класса. Их можно демонстрировать, например, на родительском собрании и хранить в течение долгого времени в электронном виде.
Я постоянно работаю с компьютером, сохраняя и накапливая информацию. Возьмём те же коллекции, которые дети делают летом. Некоторые выполняют их просто на профессиональном уровне. Естественно ребята хотят оставить эти коллекции дома, для себя. Но благодаря ДК мы сохраняем их и в школе в электронном виде и можем в любой момент воспроизвести и показать.
У меня уже большой архив такой информации и я использую его для подготовки презентаций к очередным урокам. Т.е. дети работают с теми материалами, которые сами и делают. Например, тема "Строение листа". Ребята принесли самые разнообразные листочки, мы это всё перенесли в компьютер и прорабатывали тему с помощью этих материалов.