Статьи о документ-камерах
Занимательно и наглядно
Наталья Склярова
Занимательно и наглядно
Вторая статья (иллюстрированная) журнала "Лидеры Образования" об
использовании документ-камер в учебном процессе.
Сейчас много говорят о важности мотивации в обучении. И если взрослых можно стимулировать материальными поощрениями, то с детьми все проще и одновременно сложнее: им или интересно, или нет. Если интересно – информация усваивается, если нет – сколько ни заставляй ребенка сидеть за книжками, сколько ни пугай контрольными, знания выветриваются из головы сразу же после получения оценки. И наоборот: если материал понятен и увлекателен, зубрежка не нужна. Наглядные и интерактивные уроки всегда эффективны.
Способов сделать урок наглядным и интересным сегодня множество. Это и слайды, и репродукции известных картин, и учебные фильмы, и мультимедийные презентации, и выезды в музеи или на природу. Арсенал современных средств велик: каждая школа выбирает то, что позволяет бюджет и мастерство преподавателя.
Мы уже рассказывали о документ-камере (см. «Лидеры об разования», № 10). Этот компактный и простой в обращении инструмент можно применять на многих уроках – от химии до литературы. Пожелтевшая старинная рукопись, ломкая засушенная стрекоза, график функций, вычерченный учителем дома на листке в клеточку, детские поделки из пластилина, химическая реакция в пробирке – все мы знаем, как непросто продемонстрировать такие вещи классу из тридцати человек. Документ-камера позволяет детям с задних парт увидеть происходящее так же хорошо, как сидящим прямо перед учителем. При этом педагогу не нужно тратить время на передачу ценного об разца по рукам и не беспокоиться за его сохранность. При всей своей простоте, документ-камера обладает массой функций и позволяет не только передавать увеличенное изображение на экран, но и производить с ним разные манипуляции: показывать предметы в негативе и черно-белом варианте, сохранять на компьютере, монтировать и обрабатывать в фотошопе. Лучше всего, конечно, когда в классе есть интерактивная доска – тогда занятие получается особенно эффективным. Сама по себе доска позволяет задействовать только заранее подготовленные на компьютере изображения, а с документ-камерой учитель может импровизировать прямо на уроке.
У камеры есть и собственная встроенная память, некоторые модели совместимы с цифровым фотоаппаратом и сменными флеш-картами. А значит, учитель может показывать детям изображения, заготовленные дома, вывести на экран фотографии из турпоездки или похода в музей.
ТоА если подсоединить камеру к компьютеру с выходом в Интернет, можно передавать живое видео хоть в другую страну. Вот почему в развитых европейских странах документ_камеры вовсю используют в дистанционном обучении.
Существуют модели, разработанные специально для школьных нужд: такие камеры выпускает, например, компания AVerMedia Technologies. Стоят они от 16 до 55 тысяч рублей. Самой популярной моделью остается базовая, AVerVision 130. Она проста и компактна, весит всего пару килограммов, прячется в удобный чемоданчик и легко раскладывается.
В российских школах документ-камера встречается пока не часто. Но самые “продвинутые” школы уже оценили их возможности. Мы побывали в одной из таких школ – московской гимназии № 1518 (победитель конкурса “Лучшие школы России - 2004” в номинации “Школа профессиональной карьеры”). В этом году гимназия закупила пять камер: четыре в классы и одну – в конференц-зал.
С документ-камерой любой опыт становится наглядным. Для поколения next это особенно важно: визуальные образы окружают детей повсюду
Специальная насадка соединяет камеру с микроскопом. Одно движение руки и тридцать человек наблюдают на доске микропрепарат, увеличенный в тысячи раз!
Расширение кругозора и одновременно тренинг общения. Сначала рассматриваем репродукции картин Шагала и Кандинского, затем делимся соображениями о творчестве сверстников
При проведении конференций и различных презентаций документ- камера – отличное дополнение к компьютеру: с ней выступление строить легче и быстрее. Отработанный материал можно затем перекомпоновать и использовать для других целей. Например, для создания отчетов, для встреч с родителями, для обмена опытом
Дети осваивают работу с камерой порой быстрее учителя. Получив возможность самостоятельно покрутить ручки прибора навести на резкость, приблизить объект или увеличить изображение они воспринимают обучение как игру